понедельник, 10 сентября 2018 г.

Критерии оценки эффективности проекта

Деятельность всегда осуществляется личностью. Ее цели и мотивы оказывают влияние
на уровень выполнения деятельности. Если цели личности лежат вне самой деятельности, то
деятельность выполняется в лучшем случае добросовестно и ее результат даже при блестящем
исполнении не превышает нормативно требуемый продукт. Если ребенок что-то делает с любовью, он постоянно совершенствует, реализуя все новые замыслы, рожденные в процессе самой работы. В результате новый продукт его деятельности значительно превышает первоначальный замысел. В этом случае можно говорить о том, что имело место “развитие деятельности”.

По критерию степень сформированности одарённости можно дифференцировать:

  • актуальную одаренность;
  • потенциальную одарённость.


Актуальная одарённость - это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой. В данном случае, безусловно, речь идет не только об учебной, а о широком спектре различных видов деятельности.

Потенциальная одарённость - это психологическая характеристика ребенка, который
имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в
том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т. д.).

По критерию форма проявления можно говорить о явной и скрытой одарённости.
Явная одарённость проявляется в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо
(как бы «сама по себе»), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка
столь очевидны, что его одарённость не вызывает сомнения. Поэтому специалисту в области
детской одарённости с большой степенью вероятности удается сделать заключение о наличии
одарённости или о высоких потенциальных возможностях ребенка. Он может адекватно оценить «зону ближайшего развития» и правильно наметить программу дальнейшей работы с таким «перспективным ребенком». Однако далеко не всегда одарённость обнаруживает себя столь явно.

Скрытая одарённость проявляется в деятельности ребенка в менее выраженной, в замаскированной форме. Вследствие этого появляется опасность ошибочных заключений об отсутствии одарённости такого ребенка. Его могут отнести к числу «неперспективных» и лишить помощи и поддержки, необходимой для развития его способностей. Нередко в «гадком утенке» никто не видит будущего прекрасного лебедя. Вместе с тем известны многочисленные примеры, когда именно такие «неперспективные дети» добиваются высочайших результатов.

Причины скрытой одарённости во многом связаны с наличием особых психологических барьеров. Они возникают на пути развития и интеграции способностей и существенно искажают формы проявления одарённости. Скрытые формы одарённости - это сложные по
своей природе и часто непредсказуемые по характеру проявления, психические феномены.
По критерию широта проявлений в различных видах деятельности можно выделить:
общую (или умственную) и специальную одарённость.

Общая одарённость проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает в качестве основы их продуктивности. Психологическим ядром общей одарённости являются умственные способности (или общие познавательные способности), вокруг которых выстраиваются эмоциональные, мотивационные и волевые качества личности. Общая одарённость определяет, соответственно, уровень понимания происходящего, глубину эмоциональной и мотивационной вовлеченности в деятельность, эффективность целеполагания и саморегуляции.

Специальная одарённость обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятельности (музыка, живопись, спорт и т.д.).

По критерию особенности возрастного развития можно дифференцировать: раннюю и позднюю одарённость. Решающими показателями здесь выступают темп психического развития ребенка, а также те возрастные этапы, на которых одарённость проявляется в явном виде. Примером ранней одарённости являются дети, которые получили название вундеркиндов”. Вундеркинд (буквально - “чудесный ребенок”) - это ребенок, как правило, дошкольного или младшего школьного возраста с чрезвычайными, блестящими успехами в каком-либо определенном виде деятельности - в музыке, рисовании, пении и т.д. Особое место среди таких детей занимают интеллектуальные вундеркинды.

Итак, любой индивидуальный случай детской одарённости может быть оценен с точки
зрения всех вышеперечисленных критериев классификации видов одарённости. Одарённость оказывается, таким образом, многомерным по своему характеру явлением. Поскольку одарённость в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности, следует учитывать сложность самой проблемы “одарённый ребенок”. В этом случае основная задача школы – создать условия для проявления детской одарённости, обеспечить необходимые стартовые возможности для дальнейшего развития школьников в основной и средней школе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий